Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управления Минюста России по Рязанской области

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИТОГАМ 2020 ГОДА

 

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее – Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);

- анализ отчетов некоммерческих организаций;

- участие в мероприятиях некоммерческих организаций.

 

В ходе проведения проверок выявлены следующие нарушения в деятельности некоммерческих организаций:

1. В нарушение требований ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) и ч. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации не исполняют обязанность по информированию органа, принявшего решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ) (в частности, изменений, касающихся сведений об адресе, о лице, действующем без доверенности), в течение трех дней с момента таких изменений.

2. Согласно п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ) в протоколе, решении собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

3. В нарушение п. 3.2 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, п. 2, п. 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252, отчеты о продолжении деятельности в сети Интернет не размещены, в средствах массовой информации не опубликованы, либо размещены несвоевременно.

4. В нарушение п. 3.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческие организации несвоевременно представляют в Управление информацию в произвольной форме о продолжении деятельности.

5. Несоблюдение некоммерческими организациями требований учредительных документов, являющихся в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 7-ФЗ, обязательными для исполнения самой некоммерческой организацией ее учредителями (участниками). В частности, некоммерческими организациями не соблюдаются положения уставов, касающиеся порядка формирования и организации деятельности руководящих и контрольно-ревизионных органов, в том числе о периодичности проведения заседаний высшего и коллегиальных органов, их правомочности.

6. В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. В нарушение указанной нормы некоммерческие организации в ходе осуществления своей деятельности используют символику, описание которой отсутствует в учредительных документах.

7. В нарушение пункта 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации, уставом которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, не имеют достаточное для осуществления указанной деятельности имущество.

Согласно пункту 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящий доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Статьей 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

8. В отношении религиозных организаций наиболее типичным нарушением является использование неполного наименования при осуществлении своей деятельности, в нарушение пункта 8 статьи 8 Закона 125-ФЗ.

9. Ряд положений уставов некоммерческих организаций вступают в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации в действующей редакции, в связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

 

 

Выявлены следующие нарушения, в ходе анализа отчетов, представленных некоммерческими организациями:

 

- предоставление отчетов по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72, который утратил силу (новые формы отчетности, утверждены приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»);

- в ряде случаев некоммерческими организациями в отчетах ошибочно указывается наличие российских поступлений в графе для указания поступлений от иностранных источников;

- некоммерческими организациями при размещении ежегодной отчетности на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет заполняются одновременно все имеющиеся формы отчетов;

- предоставление некоммерческими благотворительными организациями информации, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в неполном объеме;

- неверное указание в адресной части наименования территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в который представляется отчет;

- неверное указание ОГРН, даты включения в ЕГРЮЛ, ИНН/КПП;

- неверное указание адреса (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческими организациями (несоответствие данных содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и учетном деле организации);

- представление отчетов по формам, предназначенным для других организационно-правовых форм;

- не заполнение (либо неполное заполнение) сведений об органах управления деятельностью некоммерческой организацией и их персональном составе (не отражаются сведения о коллегиальном исполнительном органе и единоличном исполнительном органе некоммерческой организации либо отражаются сведения только о единоличном исполнительном органе управления).

 

Кроме того,  религиозным организациям следует обратить внимание на то, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступившим в силу 09.12.2015, представлять отчеты о деятельности по форме ОР0001 обязаны лишь религиозные организации, получившие в течение отчетного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Вместе с этим отменено требование  ежегодно информировать Управление о продолжении деятельности религиозными организациями.

При осуществлении деятельности Управления в сфере контроля за деятельностью общественных объединений, региональных отделений политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, специалисты Управления присутствуют на проводимых ими мероприятиях.

По итогам посещения мероприятий некоммерческих организаций, нарушений уставных целей и задач, а также действующего законодательства, законных прав и свобод граждан со стороны организаторов и участников мероприятий в 2020 году Управлением выявлено не было.

Факты пропаганды общественными объединениями, иными некоммерческими организациями идей экстремизма и терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, Управлением в 2020 году также не выявлены.

К некоммерческим организациям, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

Таким образом, при осуществлении деятельности некоммерческим организациям необходимо соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и положения собственного Устава.

 

06 апреля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).