Вы здесь

Обзор типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений за первое полугодие 2020 года

Обзор типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений за первое полугодие 2020 года (по результатам анализа отказов в государственной регистрации муниципальных актов)

 

Современное законодательство в сфере местного самоуправления динамично меняется, и органы местного самоуправления не успевают вовремя реагировать на изменения действующего законодательства, следствием чего являются факты несоответствия федеральному и региональному законодательству в документах, представляемых для государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Рязанской области.

В первом полугодии 2020 года при подготовке документов для государственной регистрации органами местного самоуправления допускались нарушения действующего законодательства, что привело к отказам Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области  (далее – Управление) в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.

Далее на примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований и уставах, представляемых для государственной регистрации.

Во-первых,  нарушение порядка принятия уставов муниципальных образований.

В нарушение требований, предусмотренных  частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект устава муниципального образования публиковался менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования.

Во-вторых, нарушение действующего законодательства при принятии Решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования, в редакции Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования предусматривал,  что депутаты Совета депутатов должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Однако, в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, положения Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования противоречили части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

При подготовке документов органами местного самоуправления допускалось их неправильное формирование и оформление. Так, в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имелись нарушения требований юридической техники и терминологии.

В нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы (часть документов) были представлены в 2-х экземплярах или не в полном объеме. С 2017 года для регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований необходимо представлять решение о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в двух экземплярах, а остальные необходимые документы в одном экземпляре.

Кроме того, в муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования имело место несоответствие нумерации его положений (абзацев, пунктов, частей, статей) положениям Устава муниципального образования.

Основными причинами выявленных несоответствий действующему законодательству при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются: отсутствие в муниципальном образовании информации по изменению федерального и регионального законодательства, недостаточный опыт и юридическая квалификация специалистов муниципальных образований, технические ошибки и опечатки, допускаемые при подготовке документов.

Управление, в соответствии с  Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» проверяет соответствие устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования)  Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования).

Данный обзор и Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления (http://to62.minjust.gov.ru).

 

 

15 июня 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).